Восточная мудрость
ЗАПОВЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Важно стремиться ощущать психологическую атмосферу в классе, без этого
невозможен успех в общении и воспитании школьников. Чтобы умело держать руку на
«психологическом пульте» класса, прежде всего, необходимо:
-
уметь наблюдать за детьми;
-
воспринимать выражение глаз ребят, их
мимику, экспрессию;
-
обращать внимание на нюансы поведения
учащихся, их настроение;
-
быть гибким, находчивым и оперативным в
своих реакциях на поведение класса;
-
учиться сопоставлять сегодняшнюю
психологическую атмосферу в классе со вчерашней, замечать перемены в настроении
класса.
2. Важнейший показатель
внимания педагога к личности ученика – это умение его слушать. Насколько вы
умеете это делать, можно убедиться, проанализировав себя по таким показателям:
-
всегда ли вы способны дослушать ученика
до конца;
-
не возникает ли у вас в процессе речи
учащегося желание перебить его;
-
не раздражает ли вас, если школьник
излагает что-либо слишком многословно или неточно;
-
не предъявляете ли вы к высказываниям
ребят «взрослые» требования и считаете их мысли только «детским лепетом»;
-
можете ли почувствовать, что школьник
мыслит верно, но затрудняется высказаться точно и кратко.
3. Избегайте штампов в общении
с детьми. Штампы могут проявиться:
-
в общей манере вести себя;
-
в однотипных реакциях на поведение
учащихся;
-
в жестком следовании запланированной
схеме разговора на уроке без учета его реального развития;
-
в «психологической закрытости» учителя,
который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как
человек.
4. Чаще улыбайтесь детям,
улыбка педагога создаёт общий благоприятный настрой: располагает учащихся к
общению, вызывает стремление к работе. Понаблюдайте за собой:
-
как часто вы улыбаетесь на урке;
-
способны ли вы вместе с детьми
посмеяться;
-
не лежит ли на вашем лице постоянная
печать озабоченности, усталости или озлобленности.
ЗНАЙТЕ, что
школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом,
что нередко ведет к возникновению у них отрицательных психологических
установок.
5. Помните, что голая критика
поведения, а значит, образа жизни школьника, бесполезна. Чаще всего она не
приводит к перевоспитанию учащегося. Такая критика неизбежно ставит школьника в
позицию обороняющегося, а не раскаивающегося подростка. В общении с детьми
элемент критики не должен доминировать, иначе теряется доброжелательность как
общий эмоциональный настрой, без которого невозможно педагогическое
сотрудничество. С такой точки зрения можно проанализировать себя по таким
параметрам:
-
не преобладает ли в вашем общении с
детьми критика над другими оценками;
-
каких требований больше в вашей системе
общения: запретов (нельзя», «не следует», «прекратить»), ориентированных на то,
что надо делать, нейтральных;
-
сколько в среднем замечаний на одном
уроке вы делаете;
-
часто ли вы начинаете урок или
самоподготовку с критики учащихся;
-
не злоупотребляете ли
противопоставлениями слабых учащихся сильным;
-
реагируете на нарушение дисциплины
только лишь порицаниями или используете шутку, юмор;
-
не переходите ли в ходе общения с детьми
на угрозы;
-
не ощущаете ли некоторую отчужденность
школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.
6. Следите за собственной
речью, помните, что она – отражение вашей личности; не употребляйте
вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся. Попытайтесь
проанализировать собственную речь по таким показателям:
-
нет ли у вас в речи словечек-паразитов
(«ну», «так значит», «в общем» и т.д.);
-
способны ли вы ясно и точно выражать
свои мысли;
-
следите за темпом речи: помните, что от
него во многом зависит эффективность усвоения знаний;
-
обратите внимание на интонирование ваших
высказываний;
-
исключите из своей речи окрики, резкие
интонации, которые негативно влияют на школьников, вызывают эмоциональную
напряженность.
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
1)Не превращайте класс в театр одного актёра.
2)Стремитесь к
раскрепощению мысли и слова у своих учеников.
3)Исключайте из
практики работы педагогический диктат.
4)Дайте каждому
ученику право на личное отношение к различным
явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к
окружающей действительности.
5)Уважайте
каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется
ошибочным.
6) Умейте
слушать и слышать ученика.
7)Поощряйте
учеников, отстаивающих свою точку зрения.
8)Не бойтесь
признавать свои ошибки.
"Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек - учитель".
Омар Хайям
Одна из целей нашей жизни - это познание самого себя и
Вселенной. А любой образовательный процесс - это взаимодействие ученика и
учителя. В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в
роли ученика. Родители - это первые учителя для детей, а дети - это лучшие
учителя для родителей. Если бы мы друг у друга учились, то мы бы не совершали
стольких ошибок.
Каждому из нас нужен учитель, и мы его часто находим
в себе или во внешнем мире. Многие обретают учителя в религии, в книгах, в
музыке, в поэзии. Одни учатся на своих ошибках, а другие на чужих. Мы
контактируем с внешним миром, чтобы чему-то научиться. Всегда хочется находиться
рядом с человеком, излучающего нежность, заботу, радость, у которого есть чему
научиться.
Любой эффективный образовательный процесс должен
быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического
применения! Как сказал Мефистофель Фаусту: "Суха теория, мой друг, а древо
жизни пышно зеленеет". Знания нужны, но только через действие формируются
их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы,
мировоззрение, увеличивается творческий потенциал, которые необходимы для
достижения человеком поставленных им целей.
Поэтому настоящее образование заключается не в
заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек
усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Настоящий
учитель строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному
результату.
А.С.Макаренко писал: "Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними"
______________________________________________________________________________________
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Учителя нового типа характеризуют:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им своё сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Несколько правил на каждый
день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я
организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать -зачем
ему это?Т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и
эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Никаких монологов на уроке! Только диалог,
живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа
в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить,
отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой
эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у
ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или
со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит,
даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил
следа.