Пятница, 03.05.2024, 09:53Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя
физики и
информатики

Людмилы
 Васильевны
Горолевич
Меню сайта
Форма входа

САМООБРАЗОВАНИЕ


«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»

                                                               А. Дистервег

   Я считаю, что совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня моей подготовки. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет значительно выше.

   Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Мотивы, побуждающие  к самообразованию

 Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?


Направления самообразования

 

 • профессиональное (предмет преподавания);

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества);

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

• эстетическое (гуманитарное);

•  информационно-компьютерные технологии;

• охрана здоровья.

 

Источники самообразования

 

• Предметные газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

•  Мероприятия по обмену опытом

• Курсы повышения квалификации

 

 

Формы самообразования

 

Индивидуальная (инициатор – я сама);

Групповая. (в виде деятельности школьного методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации).  

   

Составляющие процесса самообразования


   Если представить деятельность  в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры.


Виды деятельности

• Чтение педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

•  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.


Тема по самообразованию

 

«Формы и методы контроля знаний на уроках  физики»

 

Цель: Повышение эффективности обучения

 

Задачи:

              1)  Разработка пакета тестового материала в электронном виде;

              2) Разработка  самостоятельных, практических и контрольных работ

                  для  тематического контроля по физике;

             3) Создание базы данных вопросов и по физике.

 

Предполагаемые результаты:

 

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

 

   Я буду работать над достижением следующих результатов:

• повышение качества преподавания физики;

• разработка новых форм и методов контроля знаний на уроках физики;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению форм и методов контроля знаний;

  •  размещение разработанных материалов на личной методической странице  в Интернете.

 

 

Этапы работы

 

 1 ЭТАП — информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 

    Включает в себя изучение и анализ научной и учебно-методической литературы, отбор заданий для составления самостоятельных, контрольных, практических работ, вопросов для составления тестов.

 Итог данного этапа – формирование совокупности теоретических данных и практических заданий.

 

 2 ЭТАП — внедрение в практику

 

    Полученные знания буду применять  на практике.

Из отобранных заданий буду составлять тесты, контрольные, практические, самостоятельные работы по всем  темам программы по физике, начиная с 6 класса.

 

 3 ЭТАП — представление результатов работы по теме

 

 Выступление на педагогическом совете школы, заседаниях районного методического формирования учителей физики и астрономии.

 

4 ЭТАП — создание собственной веб-страницы в Интернете

 

    Все наработанные материалы постараюсь разместить на собственной веб-странице в Интернете.

ПЛАН РАБОТЫ

по самообразованию

на 2012-2013 учебный год

 

 

№п/п

 

Содержание работы

 

Сроки выполнения

1

Определение цели и задач работы над темой.

Составление плана работы. Прогнозирование результатов.

Ноябрь, 2012г.

2

Чтение методической литературы по физике, предметных журналов с целью сбора и анализа информации по выбранной теме

На протяжении работы над темой

3

Курсы повышения квалификации

28.12 – 09.12.2012г.

4

Разработка дидактических материалов по физике для 6 класса

декабрь,2012г. – январь, 2013г.

5

Разработка дидактических материалов по физике для 7 класса

Февраль-апрель, 2013г.

6

Оформление результатов работы по теме самообразования

Май, 2013 г.

7

Обзор в Интернете информации по выбранной теме

На протяжении работы над темой

8

Работа над созданием личной веб-страницы в Интернете

Май, 2013г.

 


Наш опрос
Что Вы цените больше всего в Вашей жизни?
Всего ответов: 122
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Улыбнитесь!