Уровни знаний по 10-бальной шкале:
1-ый (1-2
балла) – знакомство (узнавание)
2-ой (3-4
балла) – копия (воспроизведение)
Пересказ без дополнительных
вопросов.
3-ий (5-6
баллов) – копия (осознание).
Рассказал и ответил на
вопросы.
4-ый (7-8
баллов) – умения.
Применяют знания на практике.
5-ый (9-10
баллов) – трансформация (творчество)
Обобщение, выводы, ответ на
вопрос: что будет, если?
Виды
учебной деятельности:
1-ый
– рецептивная (основана на органах чувств)
2-ой
– репродуктивный (воспроизведение)
3-ий
– репродуктивно-рецептивный
4-ый
– продуктивный (создающий)
5-ый
– творческий (создающий нечто новое и неповторимое)
Степень обученности:
1-ый – различение
2-ой – механическое
запоминание
3-ий – понимание без
применения
4-ый – применение знаний
5-ый – перенос знаний на
нестандартную ситуацию
Этапы
учебной деятельности:
1-ый
– восприятие нового (фотография)
2-ой
– осознание (вспоминает, где это видел или слышал)
3-ий
– запоминание
4-ый
– обобщение
5-ый
– анализ, оценка, классификация
Уровни
усвоения:
1
– уровень осознания
2
– уровень параграфа
3-
уровень темы
4
– уровень раздела
5-
межпредметная осознанность
Сформировавшийся
фонд знаний:
1
– фрагментарный
2
– неполный
3
– полный
4
– обобщённый
5
– системный
Типы
мышления:
Репродуктивное
(1-3 уровни)
Продуктивный,
творческий (4-5 уровни)
Школьников можно условно разделить на три группы. Обычно
учителя выделяют сильных, средних и слабых уч-ся. Это неправильно. Ученики
делятся по преобладающему виду мышления.
Типы учеников по преобладающему виду мышления:
1. Аудиалы – абстрактное мышление
2. Визуалы – образное мышление
3. Кинестетики –
предметно-действенное мышление.
Если следовать школьной классификации по типу
сильные, средние, слабые, то так можно соотнести эти две классификации.
- сильные – аудиалы,
- средние – визуалы,
- слабые – кинестетики.
Для разных школьников с разным типом мышления эффективны
разные методы и способы объяснения материала.
Модель механизмов
понимания:
1. Значения и смыслы в сознании человека образуют некоторую сеть, систему
взаимосвязей. (Пусть эта система будет огромным шкафом со множеством больших и
маленьких полочек с ячейками).
2. Предлагаемое
ученику новое содержание становится «понимаемым», если оно встраивается
в сознание, образуя связи с имеющимися соответствующими значениями и смыслами.
(Другими словами, находит нужную полку в нашем шкафу, где хранится
соответствующая информация).
3. Связи между новыми и уже имеющимися понятиями
образуются на основе преобладающего для данного ученика вида мышления
(абстрактного, образного или наглядно-действенного). (От этого зависит
распределение информации на полках в шкафу. Большие полки будут сортироваться
по принципу основных действий (предметно-действ мышление), либо по предметным
существительным (образное мышление), либо по абстрактным существительным
(абстрактное мышление).
Рекомендации учителю, составляющему тест по 10-балльной системе оценивания
1-ый уровень
(узнавание, опознавание)
1-2 балла
-верно ли утверждение, что ….. (да или нет)
-перечислите
-закончите предложение
-назовите
-покажите
2-ой уровень
(неосознанное воспроизведение учебного материала)
3-4 балла
-дайте определение
-сформируйте
-перечислите
-назовите
-перескажите
-дополните
3-ий уровень
(осознанное воспроизведение)
5-6 баллов
-установите причинно-следственную зависимость
-зачем
-почему
-вследствие чего
-поясните
4-ый уровень
(применение знаний в знакомой ситуации)
7-8 баллов
-заполните схему
-начертите схему
-объясните
-какая теория позволит объяснить
5-ый уровень
(действия по применению знаний в незнакомой ситуации)
9-10 баллов
-составьте сравнительную таблицу
-смоделируйте
-исправьте деформированный текст, график, таблицу, диаграмму
-прорецензируйте
-проаппонируйте