Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают
уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, напряженные,
красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о
драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка,
движение сложных линий, текст и подтекст.
Урок! Его
величество Урок!
Голова,
тело, дух школы!
С.Соловейчик
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал В.А.Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Урок
– не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
Современный урок – это прежде всего урок, на
котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,
ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования её нравственных основ.
Идея
современного урока сформировалась в результате длительного развития
отечественной теории обучения и воспитания.
Такой идеей
является представление о единстве обучения, воспитания и развития.
Она
является исходной идеей построения любого урока, независимо от его предметной
принадлежности.
Цель урока
вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которое оно
ставит на каждом этапе своего развития перед школой.
Общая функция урока – целостное формирование и
развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Это:
1. Вооружение учащихся
глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для
всестороннего развития личности.
2. Обучение учащихся
собственной деятельности по овладению знаниями.
3. Формирование прочных мотивов
учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.
4. Эффективность воздействия
урока на умственное развитие учеников.
5. Воспитание волевых качеств,
мотивов и опыта поведения.
6. Формирование нравственных
основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
7. Воспитание культуры чувств.