«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей
цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это
может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Я считаю, что совершенствование качества обучения и воспитания в школе
напрямую зависит от уровня моей подготовки. Этот уровень должен постоянно
расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации,
семинаров и конференций будет значительно выше.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности
педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые
высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все
остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его
преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных
сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и
др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников
перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются
представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется
у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется
психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя,
но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с
источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и
деятельности коллег.
Мотивы, побуждающие к
самообразованию
• Желание творчества. Учитель
– профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по
одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те
же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и
доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной
науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже
пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни
общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют
их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как
«несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что
многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному
учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету
у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет
больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю
не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть
обидно.
• Материальное стимулирование.
Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может
быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации
и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто
интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно
учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования
• профессиональное (предмет преподавания);
• психолого-педагогическое
(ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение,
искусство влияния, лидерские качества);
• методическое (педагогические
технологии, формы, методы и приемы обучения);
• эстетическое (гуманитарное);
•
информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья.
Источники самообразования
• Предметные газеты, журналы
• Литература (методическая,
научно-популярная)
• Интернет
• Видео, аудио информация на
различных носителях
• Семинары и конференции
•
Мероприятия по обмену опытом
• Курсы повышения квалификации
Формы самообразования
Индивидуальная (инициатор – я сама);
Групповая. (в виде деятельности школьного
методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения
квалификации).
Составляющие процесса самообразования
Если представить деятельность в
области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать,
апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область
приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические
технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать уроки коллег и участвовать
в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ
своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в
области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться
событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции ,
правовой и общей культуры.
Виды деятельности
• Чтение педагогических периодических
изданий
• Чтение методической, педагогической
и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по
преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов,
кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или
нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов,
конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом
с коллегами
• Изучение современных
психологических методик в процессе интерактивных тренингов
•
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для
анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной
деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных
технологий
• Общение с коллегами в школе,
районе, городе и в Интернете.
Тема по самообразованию
«Формы и методы контроля знаний на уроках
физики»
Цель: Повышение эффективности обучения
Задачи:
1) Разработка пакета тестового материала в
электронном виде;
2) Разработка самостоятельных, практических и контрольных
работ
для тематического контроля по физике;
3) Создание базы данных вопросов и
по физике.
Предполагаемые результаты:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не
создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
Я буду работать над достижением следующих результатов:
• повышение качества преподавания физики;
• разработка новых форм и методов
контроля знаний на уроках физики;
• разработка дидактических
материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению форм и методов контроля знаний;
- размещение разработанных материалов на личной методической странице в Интернете.
Этапы работы
1 ЭТАП —
информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Включает
в себя изучение и анализ научной и учебно-методической литературы, отбор
заданий для составления самостоятельных, контрольных, практических работ,
вопросов для составления тестов.
Итог данного этапа – формирование совокупности
теоретических данных и практических заданий.
2 ЭТАП — внедрение в практику
Полученные знания буду применять на практике.
Из отобранных заданий буду составлять тесты,
контрольные, практические, самостоятельные работы по всем темам программы по физике, начиная с 6
класса.
3 ЭТАП — представление результатов
работы по теме
Выступление
на педагогическом совете школы, заседаниях районного методического формирования
учителей физики и астрономии.
4 ЭТАП — создание собственной
веб-страницы в Интернете
Все наработанные материалы постараюсь
разместить на собственной веб-странице в Интернете.
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию
на 2012-2013 учебный год
№п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
1 |
Определение цели и задач работы над
темой. Составление плана работы.
Прогнозирование результатов. |
Ноябрь, 2012г. |
2 |
Чтение методической литературы по
физике, предметных журналов с целью сбора и анализа информации по выбранной
теме |
На протяжении работы над темой |
3 |
Курсы повышения квалификации |
28.12 – 09.12.2012г. |
4 |
Разработка дидактических материалов
по физике для 6 класса |
декабрь,2012г. – январь, 2013г. |
5 |
Разработка дидактических материалов
по физике для 7 класса |
Февраль-апрель, 2013г. |
6 |
Оформление результатов работы по
теме самообразования |
Май, 2013 г. |
7 |
Обзор в Интернете информации по
выбранной теме |
На протяжении работы над темой |
8 |
Работа над созданием личной
веб-страницы в Интернете |
Май, 2013г. |