10-балльная система оценки результатов учебной
деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и
профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002
году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены
пять уровней усвоения учебного материала.
Идея не
новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя
все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они
следующим образом:
ВИ - все исполнено;
НУ - не знал урока;
НЧУ - не знал части урока;
ЗУНТ - знал урок не твердо;
НЗ - не знал задачи;
ВИЗ - все исполнил с избытком.
Вы
видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-балки:
1-2 - низкий уровень;
3-4 - удовлетворительный;
5-6 - средний;
7-8 - достаточный;
9-10 - высокий.
В целях регулирования контрольно-оценочной
деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при
организации проверки и оценки учебных достижений учащихся были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной
деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются:
учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении
учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно,
чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки
отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители
ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем
был строг, последователен и справедлив.
Есть такие слова Е.Ильина: "В оценке зачастую мало педагогики и
много власти".
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом,
чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую
учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная,
сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в
будущем.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ:
О 10-балльной системе оценивания
Связь оценок и отметок с уроками в целом
Памятка учителю по организации и совершенствованию контроля
Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Памятка Как снять стресс у ученика перед контрольной работой
Психологические факторы, влияющие на объективность оценивания
Различия между оценкой и отметкой
На всех этапах развития школы при
усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается
вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя
нового типа :
1. Создание условий для включения в
самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
2. Стимулирование действий обучающихся
для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в
ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего
позитивного эмоционального фона;
3. Проведение вместе с детьми экспертизы
полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен
уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс
отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их
мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и
состоит главное назначение современного учителя.
Давайте попробуем ответить на вопрос:
какие есть способы стимулирования школьной отметки.
Педагоги ищут способы повышения
стимулирующей роли 10-балльной шкалы
Цифровая балльная система дополняется
словесной.
Выставление отметок в дневнике, которое
сопровождается записью, адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление
коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Организация соревнования с самим собой: в
конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку "лучше" или
"хуже". Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся
проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый
выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые
находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по
изменению успеваемости.
Выставляя ребенку отметку не надо думать,
как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что
ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу,
станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе ,
оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность
и справедливость отметки.
Изменения системы оценивания в школе
будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет
рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов,
но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .
Кроме этого если:
- процессы итогового оценивания и
выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению
"процентомании";
- при текущем контроле будут созданы
комфортные для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что
позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
- при текущем контроле будет поощряться
прежде всего продвижение в становлении компетенции личности учащимся будут
заранее предъявляться "открытые" требования к оцениванию выполняемых
ими заданий и критерии оценивания;
- в содержание обучения будут включены
методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям,
выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
- процедуры текущей и итоговой аттестации
будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний
выпускника
Поиск новых подходов к оцениванию
образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания
по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по
результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных
достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки
учащихся
Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся
позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного
образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период
времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся,
преподавателей и родителей раскрывает весь спектр выполняемых работ,
обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает
диапазон навыков и умений.