Среда, 27.11.2024, 12:43Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя
физики и
информатики

Людмилы
 Васильевны
Горолевич
Меню сайта
Форма входа

Об учителе


"Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик".

                                                                                         Восточная мудрость


ЗАПОВЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


1.    Важно стремиться ощущать психологическую атмосферу в классе, без этого невозможен успех в общении и воспитании школьников. Чтобы умело держать руку на «психологическом пульте» класса, прежде всего, необходимо:

-            уметь наблюдать за детьми;

-            воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

-            обращать внимание на нюансы поведения учащихся, их настроение;

-            быть гибким, находчивым и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

-            учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, замечать перемены в настроении класса.

2.    Важнейший показатель внимания педагога к личности ученика – это умение его слушать. Насколько вы умеете это делать, можно убедиться, проанализировав себя по таким показателям:

-            всегда ли вы способны дослушать ученика до конца;

-            не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;

-            не раздражает ли вас, если школьник излагает что-либо слишком многословно или неточно;

-            не предъявляете ли вы к высказываниям ребят «взрослые» требования и считаете их мысли только «детским лепетом»;

-            можете ли почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказаться точно и кратко.

3.    Избегайте штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться:

-            в общей манере вести себя;

-            в однотипных реакциях на поведение учащихся;

-            в жестком следовании запланированной схеме разговора на уроке без учета его реального развития;

-            в «психологической закрытости» учителя, который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как человек.

4.    Чаще улыбайтесь детям, улыбка педагога создаёт общий благоприятный настрой: располагает учащихся к общению, вызывает стремление к работе. Понаблюдайте за собой:

-            как часто вы улыбаетесь на урке;

-            способны ли вы вместе с детьми посмеяться;

-            не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности, усталости или озлобленности.

ЗНАЙТЕ, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у них отрицательных психологических установок.

5.    Помните, что голая критика поведения, а значит, образа жизни школьника, бесполезна. Чаще всего она не приводит к перевоспитанию учащегося. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а не раскаивающегося подростка. В общении с детьми элемент критики не должен доминировать, иначе теряется доброжелательность как общий эмоциональный настрой, без которого невозможно педагогическое сотрудничество. С такой точки зрения можно проанализировать себя по таким параметрам:

-            не преобладает ли в вашем общении с детьми критика над другими оценками;

-            каких требований больше в вашей системе общения: запретов (нельзя», «не следует», «прекратить»), ориентированных на то, что надо делать, нейтральных;

-            сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;

-            часто ли вы начинаете урок или самоподготовку с критики учащихся;

-            не злоупотребляете ли противопоставлениями слабых учащихся сильным;

-            реагируете на нарушение дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор;

-            не переходите ли в ходе общения с детьми на угрозы;

-            не ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.

6.    Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся. Попытайтесь проанализировать собственную речь по таким показателям:

-            нет ли у вас в речи словечек-паразитов («ну», «так значит», «в общем» и т.д.);

-            способны ли вы ясно и точно выражать свои мысли;

-            следите за темпом речи: помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;

-            обратите внимание на интонирование ваших высказываний;

-            исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, вызывают эмоциональную напряженность.


ПРАВИЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

         1)Не превращайте класс в театр одного актёра.

       2)Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих  учеников.

      3)Исключайте из практики работы педагогический  диктат.

      4)Дайте каждому ученику право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в  целом к окружающей действительности.

      5)Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.

      6) Умейте слушать и слышать ученика.

      7)Поощряйте учеников, отстаивающих свою точку  зрения.

     8)Не бойтесь признавать свои ошибки.


"Никто тебе не друг, никто тебе не  враг, но каждый человек - учитель".

                                                                                  Омар Хайям

 

Одна из целей нашей жизни - это познание самого себя и Вселенной. А любой образовательный процесс - это взаимодействие ученика и учителя. В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в роли ученика. Родители - это первые учителя для детей, а дети - это лучшие учителя для родителей. Если бы мы друг у друга учились, то мы бы не совершали стольких ошибок.

Каждому из нас нужен учитель, и мы его часто находим в себе или во внешнем мире. Многие обретают учителя в религии, в книгах, в музыке, в поэзии. Одни учатся на своих ошибках, а другие на чужих. Мы контактируем с внешним миром, чтобы чему-то научиться. Всегда хочется находиться рядом с человеком, излучающего нежность, заботу, радость, у которого есть чему научиться. 

 Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения! Как сказал Мефистофель Фаусту: "Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет". Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал, которые необходимы для достижения человеком поставленных им целей.

 Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Настоящий учитель строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному результату.


А.С.Макаренко писал: "Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними"


______________________________________________________________________________________

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Учителя нового типа характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • любовь к детям, потребность и способность отдать им своё сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

___________________________________________________________________________________________________________________________


Несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать -зачем ему это?Т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
-  Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.


Наш опрос
Что Вы цените больше всего в Вашей жизни?
Всего ответов: 122
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Улыбнитесь!