Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной
форме определены учебной программой в соответствии с требованиями Образовательного стандарта учебного
предмета «Астрономия» к
уровню подготовки учащихся.
Поурочный
контроль осуществляется в устной, письменной, практической формах или в их сочетании посредством проведения опроса
(индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных
вопросов и заданий, содержащихся в учебнике, учебных, учебно-методических
пособиях, дидактических материалах; астрономических диктантов, самостоятельных
работ, астрономических наблюдений и других методов и средств контроля, которые
определяются педагогом с целью получения объективной информации о качестве
учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных достижений.
Тематический контроль
осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, защиты
рефератов и других методов и средств контроля, которые определяются
педагогом для получения объективной информации о качестве учебно-познавательной
деятельности учащихся и их учебных достижениях.
Устанавливаются следующие
показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении
контроля с использованием десятибалльной шкалы:
Балл
|
Показатели оценки
|
1 (один)
|
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде (астрономических тел, систем,
астрономических явлений, астрономических величин, единиц астрономических
величин, формул, законов, других астрономических объектов, в том числе
астрономических инструментов и приборов, а также узнавание отдельных
астрономических объектов, систем при проведении астрономических наблюдений)
|
2 (два)
|
Различение объектов изучения программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих
практических действий (определений астрономических явлений и их признаков,
астрономических понятий, астрономических величин, единиц астрономичес-
ких величин, формул, формулировок законов, других астрономических объектов, в
том числе астрономических инструментов, приборов, и выделение заданных
объектов среди предъявленных и при проведении наблюдений)
|
3 (три)
|
Воспроизведение части программного учебного материала по
памяти (воспроизведение экспериментальных фактов, перечисление
астрономических понятий, закономерностей движения астрономических тел,
систем, формулировок законов; решение по образцу простейших задач с
использованием подвижной карты звёздного неба и астрономического календаря, а
также расчётных задач; использование при наблюдениях бинокля, астрономической
трубы, телескопа)
|
4 (четыре)
|
Воспроизведение по памяти значительной части программного
учебного материала (описание в устной или письменной форме астрономических
явлений, в том числе формулировок определений астрономических понятий,
астрономических величин и единиц их измерения, законов, указание
при сравнении астрономических объектов общих и отличительных признаков без их объяснения, а также описание
принципов работы астрономических инструментов и приборов; решение по образцу
задач с использованием подвижной карты звёздного неба, астрономического
календаря, чертежа небесной сферы, а также расчётных задач; проведение
наблюдений в соответствии с инструкцией (указаниями)
|
5 (пять)
|
Осознанное воспроизведение значительной части программного
учебного материала (описание астрономических объектов с указанием общих и
отличительных существенных признаков без их объяснения; решение по образцу
астрономических и астрофизических задач; различение астрономических объектов
при наблюдении на звёздном небе)
|
6 (шесть)
|
Осознанное воспроизведение в полном объёме программного
учебного материала (описание астрономических объектов с элементами объяснения,
раскрывающими причины изменения состояния астронономических объектов, их
взаимодействия, причинно-следственные связи между астрономическими объектами;
решение по образцу задач с использованием внутрипредметных связей; обработка
астрономических данных по результатам наблюдений)
|
7 (семь)
|
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации
(описание и объяснение астрономических явлений, строения небесных тел и их
систем, влияния астрономических объектов на процессы, происходящие на Земле,
и условия жизнедеятельности человека; решение по образцу задач с
использованием межпредметных связей; обнаружение зависимостей между
астрономическими величинами в процессе наблюдений)
|
8 (восемь)
|
Владение и оперирование программным учебным материалом в
знакомой ситуации (развёрнутое описание астрономических объектов, раскрытие
сущности астрономических понятий, правил, законов, принципов, границ их
действия, основных этапов развития космонавтики, освоения и изучения
человеком Солнечной системы; самостоятельное решение задач и проведение
наблюдений)
|
9 (девять)
|
Оперирование программным учебным
материалом в частично изменённой ситуации (самостоятельные действия по выбору
основных моделей для описания астрономических объектов, выдвижению гипотез по объяснению
информации об астрономических
явлениях, представленной в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации; нахождению способов решения задач с учётом внутрипредметных и
межпредметных связей, интерпретации и оценке результатов наблюдений)
|
10 (десять)
|
Свободное оперирование программным учебным материалом,
применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по
описанию и объяснению явлений и процессов, происходящих во Вселенной, с
использованием моделей, структур астрономических объектов, прогнозированию
результатов протекания астрономических явлений, подтверждению
экспериментальными фактами, аргументами роли и ответственности человека за
сохранение и развитие жизни на Земле, нахождению рациональных способов
решения задач, выполнению творческих заданий)
|
При оценке результатов учебной
деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных,
несущественных и погрешностей.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что
учащийся не усвоил закономерности, не знает формул или не умеет оперировать ими
и применять к решению задач и оценке полученного результата, не умеет использовать
схемы, графики, таблицы, подвижную звездную карту неба, справочную литературу
по астрономии, не знает единиц астрономических величин и не умеет пользоваться
ими.
К категории несущественных относятся ошибки, связанные с нерациональными
способами выполнения практических заданий, решения задач, отдельными ошибками
вычислительного характера.
К категории погрешностей относятся грамматические
ошибки в астрономических терминах, небрежное выполнение записей, рисунков,
графиков, схем.
Контрольная работа,
самостоятельная работа, которая проводится в рамках тематического контроля,
должна включать по одному или по два задания в соответствии с показателями
оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с
использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки
результатов учебной деятельности.
Отметка за выполнение самостоятельных
работ, которые проводятся в рамках тематического контроля, контрольных работ
выставляется с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное
количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3) и шкалы перевода суммарного
количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы
(шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе.
|