Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной
форме определены учебными программами в соответствии с требованиями Образовательного стандарта
учебного предмета «Физика» к уровню подготовки учащихся.
Поурочный
контроль осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их
сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового,
фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в
учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;
физических диктантов, лабораторных работ (экспериментальных исследований),
самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые определяются
педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях получения
объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности учащихся и
их учебных достижениях.
Тематический
контроль осуществляется в письменной форме посредством проведения тематических
самостоятельных и контрольных работ и других методов и средств контроля, которые
определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях
получения объективной информации о качестве учебно-познавательной деятельности
учащихся и их учебных достижениях.
Устанавливаются следующие показатели
оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с
использованием десятибалльной шкалы:
Балл
|
Показатели оценки
|
1 (один)
|
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде (физических явлений, физических
величин, единиц физических величин, формул, других физических объектов, в том
числе измерительных инструментов, физических приборов)
|
2 (два)
|
Различение объектов изучения программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих
практических действий (определений физических явлений, физических величин,
единиц физических величин, формул, формулировок правил, законов, принципов,
других физических объектов, в том числе измерительных инструментов,
физических приборов, и выделение заданных физических объектов среди
предъявленных)
|
3 (три)
|
Воспроизведение части программного учебного материала по
памяти (воспроизведение опытных фактов, перечисление физических понятий,
правил, законов, принципов; решение задач по образцу с применением не более
одной формулы, одного правила, закона, принципа (запись краткого условия с
использованием символов, определение необходимой формулы, подстановка
числовых значений физических величин, проведение вычислений и запись ответа);
выполнение в соответствии с инструкцией (указаниями) прямых измерений
физических величин)
|
4 (четыре)
|
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти
(описание в устной или письменной форме физических явлений, воспроизведение
определений физических понятий, формул, формулировок правил, законов, принципов, указание при сравнении
физических явлений общих и отличительных внешних признаков без их объяснения;
решение задач по образцу с применением не более одной формулы, одного правила,
закона, принципа, включая действия по нахождению табличных данных, переводу
единиц физических величин в СИ, преобразованию используемой формулы для
нахождения искомой физической величины; выполнение прямых измерений
физических величин и оценка реальности результатов измерений)
|
5 (пять)
|
Осознанное воспроизведение значительной части программного
учебного материала (описание физических объектов, их движения и
взаимодействия с указанием общих и отличительных существенных признаков без
их объяснения; решение задач по
образцу с применением не более двух формул, правил, законов, принципов;
наблюдение и объяснение физических явлений на основе изученного материала,
выполнение в соответствии с инструкцией (указаниями) косвенных измерений
физических величин)
|
6 (шесть)
|
Осознанное воспроизведение в полном объёме программного
учебного материала (описание физических объектов с элементами объяснения,
раскрывающими причины изменения состояния физических объектов, их
взаимодействия, причинно-следственные связи между физическими объектами;
решение по образцу типовых задач, условия которых содержат графики, таблицы,
схемы, рисунки с использованием не более двух формул, правил, законов,
принципов; наблюдение физических явлений и проверка эмпирических зависимостей
между физическими величинами в соответствии с инструкцией (указаниями))
|
7 (семь)
|
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации
(описание физических объектов, объяснение их взаимодействия на основе
изученного учебного материала, иллюстрация практического использования
физических объектов в технике и быту; решение по известному алгоритму
качественных, расчётных и графических многошаговых задач; экспериментальная
проверка влияния различных параметров на протекание физических явлений)
|
8 (восемь)
|
Владение и оперирование программным учебным материалом в
знакомой ситуации (развёрнутое описание физических объектов, раскрытие сущности физических
понятий, правил, законов, принципов, границ их применимости, подтверждение
фактами, примерами использования физических явлений, правил, законов,
принципов в технике и технологиях, решении проблем охраны окружающей среды,
создании условий безопасной жизнедеятельности человека, формулирование
выводов, самостоятельное решение комбинированных многошаговых задач всех
типов, вычисление систематической погрешности прямых измерений физических
величин)
|
9 (девять)
|
Оперирование программным учебным материалом в частично
изменённой ситуации (обобщение широкого круга физических явлений как на
основе изученных правил, законов, принципов, так и на основе поиска учебно-познавательной информации с
использованием различных источников (учебные тексты, справочные и
научно-популярные издания, Интернет и другие), обработка информации и
представление её в разных формах (вербально, с помощью графиков, символов,
рисунков и структурных схем); нахождение способов решения задач всех типов с
учётом внутрипредметных и межпредметных связей; вычисление случайной
погрешности прямых измерений физических величин)
|
10
(десять)
|
Свободное оперирование программным учебным материалом,
применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по
описанию и объяснению свойств физических объектов, нахождению проявления этих
свойств в природных явлениях и процессах, технике и быту; построение
алгоритмов решения задач, нахождение рационального способа решения задач,
выполнение творческих экспериментальных заданий)
|
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок:
существенных и несущественных, погрешностей.
К категории существенных относятся
ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не знает формул, не усвоил
правила, законы, принципы, не умеет оперировать ими и применять к решению задач
и оценке полученного результата, не умеет проводить прямые измерения физических
величин.
К категории несущественных относятся
ошибки, связанные с незнанием единиц физических величин, неумением
преобразовать их в единицы СИ, неумением оценивать точность отсчёта при
проведении измерений физической величины, ошибки вычислительного характера.
К категории погрешностей относятся
погрешности, связанные с нерациональными способами решения задач и
математических преобразований и вычислений, небрежным выполнением записей,
рисунков, графиков, схем, допущением грамматических ошибок в физических
терминах.
Контрольная работа,
самостоятельная работа, которая проводится в рамках тематического контроля,
должны включать по одному или по два задания в соответствии с показателями
оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с
использованием десятибалльной шкалы, установленными настоящими Нормами оценки
результатов учебной деятельности.
Отметка за выполнение самостоятельных
работ, которые проводятся в рамках тематического контроля, контрольных работ
выставляется с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное
количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3) и шкалы перевода суммарного
количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы
(шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе.
|